?

Log in

No account? Create an account

Вернуться назад | Перелестнуть страницу

Общая схема баскского пантеона выглядит так:

И венчает его культ богини Мари - центральной фигуры баскского пантеона. У нее много имен - где-то её называют "Госпожа" (Damea), "Дама Анбото" (Anbotoko dama - по имени пещеры, считающейся её любимым жилищем), "Колдунья Акетеги" (Aketegiko sorgina), "Белая дама дороги"(Bideko Emazte Xuria) и другие... Ближайшие к Мари аналогии из других религий - Геката и Персефона.
Она живет глубоко под землей, в гротах и пропастях, связанных друг с другом подземными ходами, и может представать в разных образах: под видом прекрасной дамы, как женщина в языках пламени, или с когтями хищной птицы, превращается то в полумесяц, то в корову, то в ворона, то в лошадь; но самое известное ее воплощение — это огненный серп, бороздящий небо. Она также может являться в виде пылающего дерева, белого облака, радуги, порыва ветра.

Мари воплощает мать природу и землю. Это древний матриархальный культ, родившийся задолго до появления солнечных и лунных верований. Предвещает бури и определяет климат. Властвует над недрами и подземными водами. У нее множество обителей, всегда в пещерах и расщелинах, в разных местах Баскского края. Богиня часто изменяет места своего жительства и в каждом из этих мест обретает особенный характер, как если бы она была не одной и той же, а множеством сестер богинь.

В традиционных рассказах говорится, что лицо земли безгранично во всех направлениях и тот, кто попытается изучить ее границы, обречен на неудачу. Земля содержит сокровища, скрытые в пещерах и горах, которые часто не могут быть найдены, потому что нет никаких точных признаков, чтобы обнаружить их, а также из-за грозных сверхъестественных существ, внушающих ужас искателям сокровищ, и заставляющих их прекращать поиски. Недра земли - обычное жилище духов, божеств и мифических существ, некоторые из которых принимают облик быков, лошадей, козлов и других животных.


Ей дана большая власть, и она карает либо вознаграждает смертных, которые осмеливаются предстать перед ней; она может как спасти заблудившегося в горах, так и наслать непогоду и погубить урожай. Мари - богиня справедливости и жестоко наказывает за ложь, воровство, гордость. Легенды связывают её и с мужчинами - зачастую, достаточно трагически. Она повелевает всеми подземными гениями. Колесница Мари запряжена четырьмя белыми лошадьми, или иногда она верхом на белом баране. В образе Мари ясен образ Великой Матери.

Ведьмовской путь именуется Соргин (Sorgin). Многие из признаков подземной владычицы характерны для ведьм. Пещеры, где она живет, часто являются местом ночных собраний ведьм - акеларре. Подобно Мари, ведьмы имеют власть над природными явлениями. Существуют ли ведьмы? Согласно народной поговорке, "Нельзя сказать, что они существуют, но нельзя сказать, что они не существуют". Сами ведьмы подтверждают свое существование, так ответив женщинам-ткачихам из Элдауайен: "Нет, мы не существуем, да мы действительно существуем, нас четырнадцать тысяч здесь". Во многих народных рассказах есть упоминание о похищении людей, которые не верили в них.

«Ведьмы из Сугаррамурди» - акеларре


Есть ведьмы-сверхъестественные существа, не имеющие человеческой природы и люди, ставшие ведьмами. Первые принадлежат кортежу Мари. Они выполняют многие из ее задач, строят мосты и дольмены. Мужчины также могут принадлежать ко второй категории ведьм, но чаще это женщины с плохим характером, чье вмешательство приносит смерть или немощь. Ведьмы нередко превращаются в котов, иногда в собак или баранов, и очень часто передвигаются из одного места в другое, смазывая себя мазью и произнося фразу, которая гласит: "Sasi guztien ganeti eta odei guztien aizpiti" (над всеми шипами и через все тучи). Кроме подземных злорадных существ есть и полезные (familiarrak), а также некоторые водные, сельские, ночные, те, кто летает и многие другие...

Баски верили, что солнечный свет не нравится ведьмам или определенными категориями ламий, как в рассказе о ламии, чей золотой гребень был украден пастухом. Она уже собиралась забрать его обратно, когда луч восходящего солнца коснулся своим светом человеческой одежды… "Благодари солнце", сказала она и вернулась в свою пещеру.

Мари имеет мужа Maju, который также появляется как змея или Sugaar. Очевидно, они живут отдельно. Мари находится на земле, а Maju/Sugaar в море. Когда Maju и Мари встречаются, они вызывают сильные шторма, дожди с градом, громом и молнией.



Большое знаение в баскском пантеоне имеет Eguzki (Эгуски) - богиня солнца. Солнце не только естественный феномен, что в большей или меньшей степени вдохновляет космогонические теории в каждой эпохе. Это светильник, что обновляет каждый день в глазах человека великую сцену мира, спасаемую от теней ночи, и также это маяк света для душ после физической смерти тел. Известные данные подтверждают, что подобное отношение к Солнцу сохранялось в архаичных традиционных обществах. Утром и ночью люди старины возносили свои мольбы Силе Солнца, словами выражающими его высшее достоинство. «O Iruzki Saindia, eman zahuzu biziko etahilek argia» «Святое Солнце, дай нам свет жизни и смерти!»

Лунная богиня Иларгия или Illargui предстает во многих мифах и легендах. Поскольку баски являются земледельцами и рыбаками, их жизнь тесно связана с лунным циклом. Луна также является хранителем смерти, сопровождает людей на пути к загробной жизни. Луна это мертвый свет и умереть при прибывающей Луне означало хороший знак для посмертия. Иларгия регулирует мир секретного знания, предсказания и магии. Illargui подобно солнцу, имеет женский род; когда она появляется над восточными горами, спрашивают: "Illargui amandrea, zeruan ze iberri?" (Мать-луна, какие новости ты принесла нам?). Пятница является священной по отношению к ней, так же, как четверг является священным по отношению к небу. Солнце и луна - дети Земли, куда они оба возвращаются после их пробега в небе.

Urtzi (Ortzi) и его западный эквивалент Osti - первые элементы в дюжине слов подобных словам - "гром", "рассвет" и т.п. Например, таких, как - "радуга" Ortzadar (adar - означает рожок) или "дневной свет" - Orzargi (argi - свет).

Между миром богов и человека находится Бог Леса, Basajaun. Он полубог - сильный, волосатый, обладающий признаками животных. Басахаун следит за лесами и всеми дикими существами. Он - сельский бог, бог леса или Дикий Бог. Как полагают, он является защитником овечьих стад. Когда надвигается ураган, Басахаун предупреждает пастухов; он также препятствует приближению волков к овечьим стадам. Дикий Бог первый, кто начал обрабатывать землю. Люди получили это право, когда человек выиграл пари у Басахауна. Он украл семена, которые Басахаун сеял, и возвратился к людям, чтобы научить их, как надо производить пищу. Иногда к нему относят Хентиль (Jentil) - гигантов, которым приписывается создание мегалитических каменных памятников и даже участие в битве у Ронсеваля.


Кроме того, в баскском пантеоне есть: Лур-бог плодородия, Эгата-огня и штормов, Ангития-бог Зла, Гацеко-Господин Тьмы, Эрге-похититель душ. Активное унитожение церковью и завоевателями баскской культуры привело к тому, что дошедшие до нас сведенья преимущественно обрывочны, легенды не полны и противоречивы и касаются, преимущественно, ключевое божество - Мари.

Ламии или Laminak представляют особую важность. Это сверхъестественные человекообразные существа, имеющие ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они - женщины, нижняя часть тела которых имеет форму рыбы. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Некоторые легенды описывают их как маленьких людей, живущих под землей. Их жилищами являются пещеры, но они могут также обитать вблизи луж и речных омутов. Их привычным делом является вертеть веретено и прялку, строить мосты, дольмены и здания. Они могут быть и милосердными, и недоброжелательными. Они становятся чрезвычайно сильными с теми, кого выдворяют, могут выпить кровь и съесть плоть своих жертв. Цикл ламий имеет много связей с ведьмами и сверхъестественными существами.

Posts from This Journal by “euskadi” Tag